Все объекты, оказывающие влияние на среду обитания людей и животных, имеют территорию, которая отделяет объект от мест жизни, деятельности и массового отдыха граждан, заповедников. Такая территория получила название санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Нормативы функционирования этой территории регламентируются в 2024 году СанПиНами и иными документами. Рассмотрим подробно нормативные требования действующих документов к СЗЗ в 2024 году.
Что такое санитарно-защитная зона?
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) представляет собой своеобразный буфер, призванный создать безопасные условия для жизнедеятельности людей, проживающих вблизи производственного объекта. Для каждой СЗЗ выделяется определенная территория, рассчитанная на минимизацию ущерба окружающей среде, персональный режим функционирования.
Санитарно-охранные зоны не предназначены для строительства жилых объектов, санаторно-курортных комплексов, дачных поселков, спортивных комплексов, воспитательных, образовательных и лечебных учреждений, фармацевтических организаций, предприятий продовольственной сферы и их складских помещений. В случае нахождения какого-либо из перечисленных объектов в санитарно-защитной зоне опасного предприятия, территория санитарного разрыва сокращается с целью вывода объекта за ее границы.
Что такое СанПиН и как он регулирует санитарно-защитную зону в 2024 году?
СанПиН – это подзаконный нормативно-правовой акт, целевое назначение которого заключается в ликвидации угрозы здоровью людей.
В документе, регламентирующем санитарно-защитные зоны, подробно описываются требования к их параметрам, содержанию и функционированию. СанПиН СЗЗ оговаривает перечень предприятий, для которых наличие таких зон предусматривается, дается классификация источников воздействия, устанавливает процесс создания санитарно-защитных зон.
Особое внимание СанПиН в 2024 году уделяется режиму территории санитарного разрыва СЗЗ, а также физическим факторам, оказывающим воздействие на граждан.
Актуальные СанПиН по санитарно-защитной зоне в 2024 году
В 2024 году функционирование санитарно-охранных зон определяется актуальными нормативно-правовыми актами. Актуальные СанПиН по СЗЗ представлены в таблице.
Наименование СанПиНов и правительственных постановлений | Содержание |
---|---|
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 | О функционировании санитарно-охранных зон и санитарной классификации объектов. |
СанПиН 2.1.4.1110-02 | Нормативы охранных зон источников водоснабжения и водопроводов чистой воды. |
СанПиН 2.1.3684-21 | Правила содержания жилых территорий, домов, водоемов, атмосферы, почвы, общественных и производственных зданий. |
Постановление Правительства РФ № 222 | О правилах определения СЗЗ, использования принадлежащих предприятиям территорий |
Правила, утвержденные Постановлением № 222, имеют особый статус и приоритет в вопросах исполнении требований по отношению к СанПиНу.
Последние изменения СанПиН по СЗЗ
Постановлениями ГГСВ РФ в некоторые СанПиНы по санитарно-защитным зонам были внесены следующие изменения:
Нормативный акт | Суть изменений |
---|---|
Постановление ГГСВ №7 | Утратили актуальность подпункты 7.1.1.-7.1.12 , получили статус упраздненных приложения 1-6, введена таблица 7.1 по санитарной классификации объектов (гл. 7). |
Постановление ГГСВ №6 | СанПиН 2.1.3684-21 сохраняет актуальность в 2024 году. |
Классификация санитарно-защитных зон по СанПиН
Установленные в гл. 7, табл. 7.1. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 в 2024 году действуют классификационные нормы санитарно-охранных зон.
Класс опасности | Величина санитарно-охранных зон (в м) |
---|---|
Первый | 1000 |
Второй | 500 |
Третий | 300 |
Четвертый | 100 |
Пятый | 50 |
В 2024 году на величину санитарно-охранной зоны по СанПиН влияют мощность, объемы и характер вредных выбрасываемых отходов, степень негативного физического воздействия.
Правила санитарно-защитных зон
По данным Правил Постановления Правительства РФ № 222 и СанПиН санитарно-охранных зон в 2024 году:
- СЗЗ проектируются для тех объектов и предприятий, которые вошли в классификацию, как негативные источники воздействия на атмосферу, почву, водные ресурсы (п. 1 ПП РФ № 222);
- правила не распространяются на охранные зоны, принадлежащие санаторно-курортным комплексам, источникам водоснабжения и объектам с ионизирующим излучением (п. 2 ПП РФ № 222);
- на территории санитарно-охранных зон запрещено проектирование жилых строений, медицинских и образовательных учреждений, предприятий пищевой, фармацевтической промышленности, производства питьевой воды, продуктовых складов (п. 5 ПП РФ № 222);
- при запланированном строительстве подрядчик должен не менее, чем за тридцать дней до подачи заявки на получение разрешения на начало строительства, подать заявку на определение или изменение СЗЗ (п. 6 ПП РФ № 222);
- владелец объекта, для которого определена охранная зона, обязан в течение года с начала его эксплуатации, провести лабораторные исследования воды, воздуха, почвы за пределами СЗЗ и внутри ее (п. 7 ПП РФ № 222);
- для определения или корректировки контура санитарных охранных зон необходим следующий пакет документов: заявление, проект СЗЗ, показатели экспертизы планируемой СЗЗ (п.14 ПП РФ № 222);
- при закрытии СЗЗ пакет документов состоит из заявления, результатах лабораторных анализов и исследований за территорией зоны, данные экспертизы по проведенным лабораторным анализам и исследованиям (п. 15 ПП РФ № 222);
- в проект СЗЗ входит информация о территории и границе зоны с приложением доказательств и схем расчетов, список ограничений для санитарно-охранной зоны, доказательство допустимости размещения в пределах СЗЗ объектов из пп. Б п. 5 Правил (п. 16 ПП РФ № 222);
- вопрос об установлении, изменении или прекращении СЗЗ в 2024 году рассматривается в течение 15-ти рабочих дней (п. 17 ПП РФ № 222);
- после того, как информация о санитарно-охранной зоне регистрируется в Едином государственном реестре, границы СЗЗ принимают статус «установленные» (п. 25 ПП РФ № 222);
- причинами отрицательного решения относительно СЗЗ является отсутствие надлежащим образом оформленного пакета документов, игнорирование требований, изложенных законодательных и нормативно-правовых актах, данных Правилах (п. 27 ПП РФ № 222);
- основанием отказа в ликвидации СЗЗ является отсутствие пакета документов, уровень воздействия на среду обитания, превышающий допустимые нормы, игнорирование п. 15 Правил (п. 28 ПП РФ № 222).
Размеры санитарно-защитных зон по СанПиН
Разд. 7 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 оговаривается, что для промышленных объектов 1-го класса опасности необходим размер охранной зоны протяженностью 1000 метров, для санитарно-защитной зоны промышленных объектов 2-го класса опасности – 500 метров, для ССЗ объектов 3-го класса опасности – 300 метров, для объектов 4-го класса опасности – 100 метров, для объектов 5-го класса опасности – 50 метров.
Границы СЗЗ по СанПиН в 2024 году
Согласно ч. 3 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитных зон в 2024 году устанавливаются в соответсвии с требованиями:
- рубежи охранной зоны оговариваются в проектной документации санитарно-охранных зон (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- рубежи санитарно-защитных зон в 2024 году прокладываются от источника воздействия или от пограничной линии промышленной площадки до ее наружного рубежа в указанном направлении (п. 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- пограничная линия СЗЗ начинается от границы промышленной площадки в том случае, когда источники производства находятся по всему территориальному пределу промышленной площадки, которые допускают холодные выбросы (низкие и средние) или в случаях, когда действующее технологическое оборудование расположено на открытой местности (п. 3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- пограничная линия СЗЗ начинается от источника воздействия в том случае, если имеется угроза регулярных горячих выбросов (средних и высоких) (п. 3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- на картах местности, схемах застройки, генеральном плане города делается специальное обозначение санитарно-защитных зон, спроектированных за внешним контуром промышленных площадок (п. 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Установление санитарно-защитной зоны по СанПиН
Относительно установления санитарно-защитной зоны в соответсвии ч. 4 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 в 2024 году оговорено:
- для узаконивания величины охранной зоны необходимо предоставить проект СЗЗ с произведенными расчетами, показывающими степень угрозы загрязнения предприятием воздушного пространства (п. 4.1);
- официальной причиной для установления СЗЗ является предоставленное предварительное заключение Роспотребнадзора, СанПиНы и регламентирующие нормативные акты, показатели возможной угрозы для жизни и здоровья людей, экспертные выкладки по проекту санитарно-защитных зон с предоставленными расчетами, показывающими предполагаемую степень отравления среды жизнедеятельности людей промышленными объектами, принадлежащим к 1,2 классам (п. 4.2);
- основанием для определения санитарных разрывов объектов 3-5 классов является заключение ГГСВ РФ и его заместителя с учетом СанПиНов и иных государственных нормативных документов, экспертные выводы по проекту СЗЗ с предоставленными расчетами, обосновывающими предполагаемую степень поражения среды жизнедеятельности (п. 4.3);
- изменения в сторону сокращения площади СЗЗ допустимо в том случае, когда наблюдаются соответствия данных загрязнения атмосферы ПДУ и ПДК и ниже, исследуемых в течение 50 дней для объектов 1, 2 классов и тридцати дней для объектов 3-5 классов (п. 4.5);
- параметры СЗЗ проектируемого объекта или функционирующего предприятия 1, 2 классов может быть изменен, в сравнении с классификацией, постановлением ГГСВ РФ, для 3-5 классов – ГГСВ региона или заместителем ГГСВ региона (п. 4.6);
- территория СЗЗ НИИ, КБ при наличии функционирующих мастерских, экспериментальных и производственных установок определяются индивидуально, в расчет принимаются данные проведенных экспертиз представленных проектов СЗЗ, исследований атмосферы, проведенных аккредитованными лабораториями (п. 4.7);
- размер СЗЗ объектов, не вошедших в число санитарно классифицированных предприятий, равно как и объектов с внедренными новейшими технологиями, определяется индивидуально ГГСВ РФ (для 1, 2 классов опасности) или ГГСВ региона, в его отсутствие – заместителем (для 3-5 классов опасности) (п. 4.8).
Санитарно-защитные зоны предприятия по СанПиН
Во исполнение нормативов СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03:
- в СЗЗ предприятий категорически запрещается возведение жилых строений, парков и скверов, курортов и санаториев, медицинских и образовательных организаций, игровых площадок для детей, дачных поселков, пунктов подачи чистой воды, спортивных комплексов (п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- в пределах СЗЗ предприятий в 2024 году допустимо размещение не жилых помещений персонала, вахтовиков, КБ, административных зданий, бань, прачечных, гаражей, мотелей, автостоянок, КНС, АЗС, СТО (п. 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- в СЗЗ предприятий пищевой отрасли, продовольственных складов, фармакологических предприятиях и складах лекарственных препаратов в 2024 году разрешено обустройство однородных объектов, которые не должны оказывать отрицательного влияния на функционирующие объекты и окружающую природу (п. 5.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- охранная зона предприятия не входит в его резервный фонд и не может быть использована для строительства жилья или других промышленных предприятий без проведения изменения границы ССЗ, подтвержденного необходимыми доказательствами (п. 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Санитарно-защитные зоны промышленного предприятия
На основании нормативных установок таблицы 7.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитные зоны промышленных предприятий располагаются в диапазоне протяженности от пятидесяти до тысячи метров. На величину диапазона протяженности влияет факт принадлежности объекта промышленного производства к одному из указанных классов опасности.
Во исполнение нормативных установок СНиПа 2.07.01-89 С.7:
- СЗЗ промышленного предприятия устанавливаются в случае превышения допустимого уровня выбросов в среду жизнедеятельности и уровня шумов (п.3.6 СНиП 2.07.01-89 С.7);
- все мероприятия по охране среды обитания людей и животных, устройство СЗЗ финансируются из собственных средств предприятия (п. 3.6 СНиП 2.07.01-89 С.7);
- в буферной зоне промышленного предприятия протяженностью 1000 м запрещено размещение ССЗ иных предприятий с меньшим размером охранных территорий (п. 3.7 СНиП 2.07.01-89 С.7);
- в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий в 2024 году однозначно недопустимо строить дома для проживания людей, медицинские и учебные учреждения, спортивные комплексы, дачные поселки, разбивать парки и скверы, обустраивать зоны отдыха, предприятия фармацевтической и пищевой промышленности, лекарственные и продовольственные склады (п. 3.8), (п. 5.2 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03);
- при ширине СЗЗ меньше трехсот метров, площадь ее озеленения в 2024 году должна составлять не меньше 60%, от трехсот до тысячи метров – не меньше 50% (п. 3.9 СНиП 2.07.01-89 С.7).
Зоны санитарной охраны источника водоснабжения по СанПиН
С учетом нормативных требований СанПиНа 2.1.4.1110-02 ширина ЗСО (зоны санитарной охраны) источника водоснабжения зависит от его типа, к какой категории относится загрязнение, имеет ли место естественная защита источника, какое влияние оказывают гидрологические или геологические факторы (п. 2.1.1.).
Закрепление границ зоны санитарной охраны источника водоснабжения в 2024 году производится по следующим параметрам (ч.2.2.).
Вид источника | Защитный пояс | Требования | Ширина защитной зоны | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Подземный | Первый | Запрещено обустройство водозаборов в жилых зонах, на территории промзоны. | 30 м при наличии естественной защиты, 50м – при недостаточной естественной защищенности. При применении искусственного пополнения запасов источника ширина зоны равна 50-ти метрам от места водозабора, 100 метров — от канала или бассейна | СанПиН 2.1.4.1110-02 П. 2.1.1. П. 2.2.1.3. |
Второй | При расчете границ зоны необходимо учитывать размер и форму области водозабора. Имеет значение тип и величина водозабора, в каком состоянии находятся подземные воды | Для определения необходимы гидродинамические расчеты с учетом скорости продвижения микробов к водозабору. | СанПиН 2.1.4.1110-02 П. 2.2.2.1. П. 2.2.2.2.
| |
Третий | Пояс призван защитить источник водоснабжения от химического загрязнения, обеспечить намного больший период эксплуатации по сравнению с заданными техническими параметрами. | Определяется на основе гидродинамических расчетов с учетом того, что время продвижения химических загрязнений к месту водозабора должно превышать расчетное время. | СанПиН 2.1.4.1110-02 П. 2.2.2.3. | |
Поверхностный | Первый | Границы зоны обозначаются индивидуально для каждого источника | Водотоки: двести метров против течения, сто метров по течению, сто метров до берега от кромки спада воды в летний период. Водоемы: радиус не меньше ста метров от точки забора воды | СанПиН 2.1.4.1110-02 П. 2.3.1.1. |
Второй | На ширину защитной зоны влияют гидрологические, природные и климатические условия | Водотоки: против течения, с учетом временного показателя протока воды — от 3-х до 5- ти суток; по течению – не меньше 250-ти метров; боковой рубеж – не меньше пятисот метров (для равнины), 700 метров (горный пологий склон), 1000 метров (горный крутой склон). Водоемы: радиус защитной территории составляет три километра при нагонном ветре меньше 10% и пять километров при нагонном ветре больше 10%. | СанПиН 2.1.4.1110-02 П. 2.3.2.2. П. 2.3.2.3. П. 2.3.2.4. | |
Третий | Требования такие же, как у защитной зоны второго пояса. | СанПиН 2.1.4.1110-02 П. 2.3.3.1. |
В случае возникновения нестандартной санитарной обстановки, при наличии обоснованных доводов, ГосСанЭпид надзор может дать согласие на увеличение размера второго пояса охранной территории (п. 2.3.2.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Санитарно-защитная зона котельной по СанПиН в 2024 году
Ширина санитарно-защитной зоны котельных по СанПиН в 2024 году напрямую зависит от того, какое топливо используется и какова тепловая мощность.
Разделом 10 таб. 7.1. ч. 7 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицируются котельные:
Тепловая мощность (в Гкал) | Класс опасности | Величина охранной зоны (в метрах) |
---|---|---|
До 200 | 4 | 50 |
Свыше 200 | 3 | До 300 с учетом дальности рассеивания |
Свыше 200, работают на угле и мазуте | 2 | 500 и более |
Определение величины СЗЗ котельных строится на расчете валового выброса загрязняющих частиц. При этом учитываются характеристика и параметры топлива, место настоящего функционирования котельной (п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Санитарно-защитная зона водопровода по СанПиН
Во исполнение СанПиНа 2.1.4.1110-02 для хозяйствующих субъектов установлено:
- водопроводные сооружения имеют зону строгого режима, водопроводы – санитарно-охранную полосу (п. 2.4.1.);
- граница зоны строгого режима проходит на расстоянии 30-ти метров от осветителей, фильтров, емкостей, 10-ти метров от водонапорной башни, 15-ти метров от отстойников, помещений для хранения хлор – вещества и иных строений (п. 2.4.2.).
Отдельно расположенные водонапорные баши, с учетом их конструкции, с согласия ГосСанЭпид надзора, могут не иметь санитарно-защитных полос (п.1 примечания к п. 2.4.2. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Требования к защитно-санитарной полосе водопровода (п.4.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02):
Состояние грунтовых вод | Диаметр водопроводных труб (в мм) | Ширина защитной полосы (в метрах) |
---|---|---|
Отсутствуют | Менее 1000 | 10 и более |
Более 1000 | 20 и более | |
Присутствуют | Не имеет значения | 50 и более |
С разрешения ГосСанЭпид надзора допустимо уменьшение размеров защитной полосы в случае прокладки водопровода по застроенной местности (п.2.4.3. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Санитарно-защитная зона газопровода
Газораспределительная сеть имеет особую территорию, расположенную вдоль линии газопровода, цель которой – обеспечить надлежащие условия эксплуатации магистрали.
Согласно действующих требований, установленных Правилами охраны газораспределительных сетей в 2024 году (Пост. Правительства № 878) санитарно-защитная зона газопровода отвечает следующим требованиям:
- ширина охранной зоны наземного газопровода составляет по два метра с обеих сторон магистрали (п. 7а);
- ширина охранной зоны подземного газопровода, трубы которого изготовлены из полиэтилена (трасса газопровода обозначается медным проводом), равна трем метрам от трассы со стороны медного провода и двум метрам с другой стороны (п. 7б);
- ширина защитной зоны газопровода, проложенного на поверхности грунта, находящегося в состоянии вечной мерзлоты, равняется десяти метрам по обе стороны трассы (п. 7в);
- охранная зона газорегуляторного пункта имеет ширину в десять метров, границу обозначает замкнутая сплошная линия (п. 7г);
- для газопроводов, проложенных через сплавные и судоходные водоемы ширина охранной зоны равна ста метрам от газопровода до поверхности воды и ста метрам от газопровода до дна (п. 7д);
- охранная зона наземного газопровода, проложенного в лесном массиве, представляет собой просеку, шириной по три метра с обеих сторон трассы. Для надземного газопровода ширина просеки с обеих сторон равна высоте деревьев (п. 7е).
Охранная зона газопровода в 2024 году берет свое начало от оси нити однониточного газопровода или от осей ниток, расположенных по краям многониточного газопровода (п. 8 ПП № 878).
Санитарно-защитная зона АЗС по СанПиН в 2024 году
Как видно из разд. 12 таб. 7.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 к IV-му классу опасности принадлежат АЗС, где производится заправка жидким и газовым топливом и оборудованные более, чем четырьмя колонками. Ширина санитарно-защитной зоны АЗС по СанПиН в 2024 году составляет 100 метров.
К пятому классу опасности принадлежат АЗС, на которых производится заправка жидким топливом только легковых автомобилей при наличии менее трех колонок. Ширина СЗЗ таких АЗС по СанПиН равна 50-ти метрам.
Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН
Линии электропередач представляют собой систему передачи электрического тока. В нее входит оборудование и высоковольтные электролинии.
Нормативами СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 предписываются требования санитарно-защитной зоны ЛЭП в 2024 году:
- С целью обезопасить граждан от влияния электрополей, созданных воздушными линиями электропередач (сокращенно ВЛ), необходимо обеспечить зону санитарного разрыва, идущую вдоль ВЛ. Ширина разрыва рассчитывается таким образом, чтобы за ее границами уровень напряжения электрического поля был не выше 1кВ/м (п. 6.3).
- Для новых проектов ВЛ предусмотрены параметры санитарного разрыва перпендикулярно ЛЭП (п. 6.3):
Напряжение ВЛ (в кВ) | Размер санитарного разрыва по обе стороны ВЛ (в м) |
---|---|
330 | 20 |
500 | 30 |
750 | 40 |
1150 | 55 |
В ходе эксплуатации необходимо проводить регулярную корректировку санитарного разрыва с учетом проведенных измерений (п. 6.3).
Санитарная зона КНС по СанПиН
Канализационная система считается источником повышенной опасности выброса загрязнений в окружающую среду, угрозы здоровья людей.
Нормативными установками раз. 13 таб. 7.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 КНС принадлежит к пятому классу опасности. Соответственно, величина санитарно-защитной зоны КНС по СанПиН в 2024 году предусматривается не менее пятидесяти метров.
СЗЗ кладбищ по СанПиН в 2024 году
По данным таб. 7.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 кладбища принадлежат к 1 — 3 классам опасности, поэтому величина СЗЗ кладбищ в 2024 году равняется 300 м (для площади захоронения 10-20 га), 500 м (для площади 20-40 га), 1000 м (для площади свыше 40 га).
Нормативными выкладками СанПиНа 2.1.3684-21 к санитарно-защитным зонам кладбища предъявляются следующие требования:
- территория кладбища должна иметь контр уклон, противоположный местам, заселенным людьми, водоемов, родников, используемых в хозяйстве (п. 51);
- места захоронения тел должны быть защищены от паводковых затоплений (п. 51);
- на территории кладбища грунтовые воды не должны подниматься выше двух метров до уровня земли (п. 51);
- диапазон влажности кладбищенской почвы составляет 6-18% (п. 51);
- места захоронения тел должны располагаться от жилых массивов, медицинских и образовательных учреждений, спортивных комплексов, детских площадок, дачных поселков, объектов водоснабжения, мест захоронения урн, комплексов ритуальных услуг на расстоянии не меньше 50-ти метров (п. 52);
- территория кладбища состоит из четырех зон: административной, ритуальной, мест захоронений, хозяйственной (п. 53);
- территория кладбища оснащается парковочными местами, локальным водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, эелектроснабжением, иметь подъездные пути (п. 53);
- территория мест захоронения не должна превышать 70% от всей кладбищенской территории (п. 54);
- подзахоронение в могилу разрешено после истечения срока минерализации ранее захороненного тела (п. 55);
- по прошествии 20-ти лет после произведения последнего захоронения, на территории кладбища разрешено высаживать деревья и кустарники (п. 61);
- категорически запрещено проводить строительные работы на территории бывшего кладбища (п. 61);
- через территорию кладбища запрещено прокладывать водопроводную сеть, предназначенную для нужд людей и предприятий (п. 64);
- территория кладбища оборудуется контейнерами для накопления отходов (п. 65).
Санитарно-защитная зона скотомогильников
Скотомогильником называется место, предназначенное для захоронения трупов животных и птиц, просроченной продукции животноводства и птицеводства.
Таб. 7.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует требования к санитарно-защитной зоне скотомогильников в 2024 году:
- Скотомогильник, на территории которого происходит погребение в ямах, принадлежит к 1-му классу опасности. Размер санитарного отрыва выдерживается в пределах 1000 метров.
- Скотомогильник, на территории которого предусмотрено наличие биологических камер – ко второму классу. Ширина санитарно-охранной зоны по СанПиН равняется 5000 метрам.
Приказом N 626 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации установлены правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов в 2024 году.
Санитарно-защитная зона железной дороги по СанПиН в 2024 году
В СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03 не озвучивается регламент СЗЗ железной дороги. Тем не менее, п. 6.8 СНиПа 2.07.01-89 С.7 содержит установки:
- жилые строения должны отделяться от железнодорожной магистрали СЗЗ, ширина которой не меньше 100 метров, начиная от ближнего пути;
- допустимо уменьшение ширины СЗЗ максимум до 50-ти метров, если проведены соответствующие шумозащитные мероприятия, установленные СНиПом 2-12-77;
- при расчете ширины СЗЗ сортировочных депо и станций берется во внимание объем грузооборота, величина вибрации и шума, степень взрывоопасности и пожароопасности транспортируемого груза;
- допустимо размещение в санитарно-охранных зонах железнодорожных магистралей автодорог, гаражей, автостоянок, складских помещений и хозяйственных объектов. Исключение составляет место ответвления железной дороги;в
- озеленению подлежит не меньше 50% территории железнодорожных санитарно-охранных зон в 2024 году;
- ширина санитарного разрыва между железнодорожной веткой и дачным поселком должна быть не меньше пятидесяти метров.
Санитарно-защитная зона очистных сооружений
Нормативами СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 локальные очистные сооружения принадлежат к пятому классу опасности. При обустройстве санитарно-защитной зоны очистных сооружений предписываются следующие нормативы:
Производительность очистного сооружения (в куб.м/сутки) | Величина охранной зоны (в м) |
---|---|
Больше 50-ти тыс | 30 |
От 0,2 тыс до 50-ти тыс | 20 |
Менее 0,2 тыс | 15 |
Для очистных сооружений, оснащенных биологической или механической системой очистки, принадлежащих к 1-4 классам опасности, санитарный разрыв по СанПиН имеет следующие параметры:
Мощность очистного сооружения (в куб.м/сутки) | Величина санитарного разрыва (в м) |
---|---|
Менее 200 | 150 |
200-5 тыс | 200 |
5 тыс – 50 тыс | 400 |
50 тыс -280 тыс | 500 |
Обязательно ли исполнять нормы СЗЗ по СанПиН в 2024 году?
Как следует из п.4 ст. 20 ФЗ № 52-ФЗ, ст. 6.3, 8.1 КоАП РФ, ст. 236 Уголовного Кодекса РФ исполнение нормативов санитарно-защитных зон по СанПиН в 2024 году обязательно для юридических, должностных и физических лиц. Контроль исполнения установленных нормативов ведется Госсанэпидслужбой РФ. Ведомственный надзор находится в юрисдикции Роспотребнадзора РФ, действующего от имени государства, уполномоченного организовать и провести санитарно-эпидемиологический надзор, все виды проверок на предмет выполнения нарушения нормативов СЗЗ, привлечь к административной ответственности виновные лица, применить штрафные санкции, включая приостановку деятельности виновного субъекта права.
Что делать, если нарушаются нормы санитарно-защитной зоны по СанПиН?
Если имеются нарушения нормативных установок охранных зон, субъекты права обязаны подать в Роспотребнадзор пакет документов для установления, изменения СЗЗ с последующей регистрацией ее границ в ЕГРН.
В случае нарушения требований по санитарным разрывам иными лицами, хозяйствующий субъект, которому принадлежит санитарно-охранная зона, может решить вопрос в судебном порядке.
Ответственность и компенсация за неисполнение СанПиН санитарно-защитной зоны
Нарушение нормативов санитарно-охранной зоны в 2024 году предполагает как административную, так и уголовную ответственность.
Ст. 6.3. КоАП РФ за допущенные нарушения предусмотрены штрафные санкции в пределах 100-500 рублей для физических лиц, 500-1000 рублей применительно к должностным лицам и индивидуальным предпринимателям. Штраф в 10000-20000 рублей ожидает юридических лиц, допускается приостановка деятельности объекта до 90-та суток.
Ст 8.1. КоАП РФ за нарушение экологических требований при градостроительстве предусмотрено предупреждение или штраф для физического лица – 1-2 тыс. руб., должностного лица – 2-5 тыс. руб., юридического лица – 20-100 тыс. руб.
Статьей 236 Уголовного Кодекса РФ в случае нарушения требований СанПиНа по неосторожности, в зависимости от тяжести нарушения, предусмотрено лишение свободы сроком до 7-ти лет, ограничение свободы сроком от 2-х до 4-х лет, принудительные работы сроком до пяти лет.
В соответствии со ст. 1099 — 1101 ГК РФ лицам, испытывающим на себе негативное воздействие вследствие нарушения норм охранных зон, может быть выплачена компенсация, при условии, что факт такого воздействия будет доказан.
Особенности
Контуры санитарно-охранных зон, приведенных в СанПиН в 2024 году, носят ориентировочный характер. В них могут быть внесены коррективы, если лабораторные измерения, проводимые в течение года на границе санитарного разрыва и за его пределом, подтвердили соответствие нормативам ПДУ и ПДК.
Если объект не входит в число санитарно классифицированных (ч. 7 табл. 7.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03), ширина санитарного разрыва утверждается в индивидуальном порядке с учетом проведенных замеров и расчетов возможных рисков.
Правообладателям стоит запомнить, что в 2024 году органы самоуправления на местах не имеют полномочий самостоятельно устанавливать размеры и определять рубежи охранных зон.